Младенцы — физиономисты


Младенцы — физиономисты
26.10.2017 Младенцы — физиономисты

Несмотря на многовековой интерес к человеческой мимике, только в семидесятых годах XX века произошло открытие, которое стало поистине революционным. Двое американских ученых — Т. Филд и Д. Стерн, независимо друг от друга изучали поведение младенцев. Работа проводилась на шести континентах. Результаты исследований обнаружили следующее.
· Младенцы при виде живого человеческого лица реагируют совершенно иначе, чем при рассматривании неживых предметов. Они начинают двигать руками и ногами, раскрывать и закрывать ладони, их движения становятся менее резкими и более плавными, округлыми.
· Новорожденные младенцы предпочитают человеческие лица другим объектам. При этом младенцев больше интересует фронтальное изображение лица (фас), чем профиль.
· Феноменально, что уже девятиминутные младенцы лучше отслеживают перемещение в зрительном поле рисунков с нормальным, а не искаженным изображением человеческого лица или его элементов — глаз, носа, рта.
· С момента рождения лицо матери — самое привлекательное для младенца.
· Новорожденные различают выражение печали, счастья и удивления на лицах окружающих. А младенцы постарше (примерно с двух недель от рождения) различают спроецированные на экран изображения лиц не только с перечисленными выше выражениями, но и гнева, радости и даже совершенно нейтральные. И это на слайдах!
· Положительные выражения лица младенцы узнают лучше, чем нейтральные и тем более отрицательные.
· Младенцы уже с первых дней жизни имитируют проявление мимики окружающих их людей. Если находящийся к нему лицом к лицу человек открывает рот, то младенец тоже открывает рот. Если человек высовывает язык, младенец делает то же самое.

Мимика родом из детства

Эти исследования показали, что, начиная с самого рождения, младенец различает сложные мимические сигналы окружающих его людей, прежде всего своей матери, и предпочитает их другим сигналам окружающей среды. То есть каждый из нас появляется на свет с врожденной способностью к невербальному общению. В основе этого лежат явно генетические корни. К трехмесячному возрасту младенец отвечает матери исполнением своеобразного мимического танца, который с каждым днем жизни пополняется движениями, жестами, звуками, а затем и речью. Мать и младенец совместно создают диалог, без которого человек не стал бы человеком. С помощью матери малыш вырабатывает у себя определенную схему поведения на различные случаи жизни. В процессе этого взаимодействия младенцу (а затем ребенку) становятся доступны не только речь и жесты, но и тончайшие мимические проявления. Каждый день жизни ребенка пополняет его мимический арсенал, и вследствие этого каждый взрослый человек имеет свой собственный, отработанный годами мимический репертуар.
Индивидуальное восприятие эмоций человеком во многом зависит от мимических проявлений эмоций, которые окружали ребенка в детстве.
Вот дедушка нахмурил брови — на кого он сердится?
Вот бабушка с наморщенным лбом отложила вязание — у нее что-то не получается?
У папы во время ссоры с мамой страшное лицо — папа плохой или мама виновата?
Ребенок берет готовые шаблоны мимики в первую очередь от родителей и ближайшего окружения. Если члены семьи сдержаны в мимических проявлениях, своих эмоциях, у ребенка формируется один стереотип собственной мимики. Если вокруг него с детства бушует мимическая экспрессия, мимический стереотип будет совершенно другой.

Считаешь эту страницу интересной? Поделись со всеми