В понедельник в Сочи Президент России провел совещание по вопросам развития ВСМ. Первой веткой станет железная дорога "Москва-Казань". По мнению лидера государства, это позволит сблизить Поволжье и столицу — время в пути сократится с 11:30 до 3:30 часов (практически в три раза).
Несмотря на очевидные плюсы, Путин обозначил и болевые точки этого проекта. В частности, в проработке нуждается адаптация линий к нуждам разных групп населения, в их числе и те, кто будет жить рядом с железной дорогой. В вопросах вывода земель Президент поручил ориентироваться на опыт подготовки к зимней Олимпиаде 2014.
Также в доработке нуждается вопрос по грузоперевозкам. Нужно выяснить, как (прямо или косвенно) ВСМ будут влиять на скорость транспортировки грузов.
В ходе заседания Владимир Путин обозначил приоритет отечественных подрядчиков перед заграничными. Однако подтвердил, что совсем без иностранных партнеров Россия не сможет обойтись.
Глава "РЖД" Владимир Якунин рассказал, что для реализации проекта "Москва-Казань" потребуется порядка 928 млрд рублей. Если проект будет финансироваться по системе государственно-частного партнерства, то 70% средств вложит в инфраструктуру государство, 30% — частные инвесторы. Соответственно, бюджетное финансирование снизится до 650 млрд рублей.
Добавим, что проект строительства ВСМ обсуждался уже в течении трех лет. Президент страны подписал указ о строительстве магистрали в 2011 году. Первоначально Казань должна была стать частью большой дороги из Москвы в Екатеринбург с заходом в Нижний Новгород. Однако позже концепцию пересмотрели и решили работать над веткой Москва-Казань.
Власти Москвы также заинтересованы в деньгах проекта ВСМ. По данным "РБК daily" мэрия направила в правительство страны предложение отказаться от ВСМ и перевести средства на строительство московского транспортного узла.