На правах пролога
Когда вы близко познакомились с проблемой бездомных животных?
Лично я этим начал плотно заниматься с 2012 года. Тогда мы с племянницей создали во "ВКонтакте" интернет-сообщество. Затем появились первые знакомые, люди, которые уже занимались этим вопросом.
На тот момент нашей главной задачей было отслеживать работу СОБЖ [Служба по отлову безнадзорных животных — прим. КазаньПресс] и постараться системно изменить ситуацию.
Лично для меня всегда было загадкой, почему в городе, где так много денег выделяется на уменьшение числа безнадзорных животных, есть база с 2 гектарами земли, к 1000-летию приняли такую прекрасную программу — ничего не работает.
С Ковалями как сошлись?
С Ковалями вы старые друзья, все же зоозащитники. В прошлом году я сюда приезжал, помогал чем мог. А в этом, когда приют оказался на грани закрытия, пришлось заниматься этим вопросом плотнее. На мой взгляд, это сейчас самое важное.
Т.е. Ковали, как место для приюта, выбиралось осознанно?
Они покупали дом, чтобы было подешевле. Место выбрали на окраине деревни. Справа-слева — заброшенные дома, перед нами — овраг, сзади — пустая территория и спуск к речке. Так что необходимая санитарная зона в 100 метров выдерживается.
Как вы считаете, из-за чего начался конфликт?
На наш взгляд, конфликт пошёл после того, как приют засудил нескольких местных жителей. Они украли стройматериалы, купленные на президентские деньги. Работники приюта были вынуждены написать на них заявление. По суду четверо местных жителей получили условную судимость. Причём сроки могли быть гораздо больше. Просто представители приюта поступили по человечески и на суд не приходили.
Думаете, местные жители вам мстят?
А что ещё можно предположить? Тогда нужно было раньше шуметь. Зачем они столько лет терпели и только после кражи начали раздувать историю?
Самый гуманный суд в мире
Давайте перейдём к суду. Насколько мне известно, до начала разбирательства, у вас были проблемы с адвокатом. В Интернете вы объявляли о сборе денег на его услуги. Как в итоге решилась ситуация?
Всё закончилось благополучно. Юлия сама на нас вышла, предложила свою помощь и занималась нашим делом бесплатно. Спасибо ей за это. Она всё сделал грамотно. Это же сложно было: ознакомиться со всеми материалами, каждый день ездить из Казани в Пестрецы на заседания.
Как вы считаете, по какой причине вы проиграли первую инстанцию?
Мы 16 числа должны были получить на руки решение суда, но получим только 24-го июля [разговор с Фидаилем Утягоановым проходил 19 июля - прим. КазаньПресс]. Потому что наш адвокат сейчас не может это сделать. Мы собираемся сесть и проанализировать, как этот факт юридически обоснован. Если судья заявил, что полностью удовлетворяет иск прокурора, значит он признал, что это питомник. Хотя мы доказали, что это не питомник.
Чем они различаются?
Питомник — там, где собак разводят. Следовательно, преследуют коммерческую выгоду. Обычно разводят породистых собак. Как видите, у нас таких нет. И потом, все девочки у нас стерилизованные. Мальчики некоторые — кастрированные. Так что ни о каком разведении речи идти не может.
Приют же — место, где собак приютили. Здесь держат животных, которые попали в тяжёлую ситуацию. Для некоторых это временное пристанище. В дальнейшем их забирают. Но вот для старых собак, как Арчи, например, беззубый который, это уже своего рода хоспис.
В чём ещё были претензии гособвинения?
Прокурор апеллировал к постановлению Кабмина № 126 от прошлого года. Оно распространяется на службы по отлову животных, типа СОБЖ. Это постановление поясняет, как нужно тратить бюджетные деньги. Мы с бюджетом никак не связаны, средств от него не получаем. Так что и здесь нужно понять, как судья обосновал своё решение.
Дальше больше. По их словам, у меня должен быть какой-то допуск для работы с собаками. В том же постановлении для СОБЖ говорится, что сотрудник обязан быть привит и т. п. У наших собак есть ветеринарные паспорта.
У каждой?
Да, абсолютно у всех. Так вот, мы показали документы, что все наши собаки получили необходимые прививки. И вроде как все это приняли, согласились с этим. Теперь же получается, что я должен поставить какую-то прививку. Зачем — непонятно. И потом, это же вредно для здоровья.
Они говорят, что собаки не проходят дегельминтизацию. Т. е. они пришли сюда, документы не попросили и визуально поставили диагноз. Как это можно понять по внешнему виду? Мы думаем, что здесь что-то не то...
А что не то? И потом, как я понимаю, если вас закроют, нужно будет куда-то деть всех собак.
Да, вывезти. Если они приписывают нам правила работы СОБЖ и ссылаются на постановление Кабмина, то мы обязаны будем выпустить собак на улицу.
Организации по отлову как должны работать: поймали собаку, полгода подержали на карантине, стерилизовали. Если за это время никто её себе не взял, то её возвращают в привычную среду обитания.
Если нас приравнивают к этим условиям, то около 20 собак пойдёт гулять по деревне. Оставшиеся 30 — в Казань. Ковали от нашего закрытия только пострадают. 20 "бесхозных" собак кормить никто не будет, адаптировать их не будут. Скорее всего они начнут есть местных кур.
Апелляцию подавать будете?
Конечно, в любом случае. Мы не согласны с решением. Здесь нет никакого питомника. И мы не служба отлова.
Если и вторая инстанция примет решение не в вашу пользу. Что дальше?
Будем смотреть. Что они будут делать? Придут с экскаваторами всё зарывать? Тут либо они нам предложат альтернативу, либо мы займём выжидательную позицию.
Все признают, даже гособвинитель, что наше дело благородное. Оно решает важную для Республики проблему. Но нам никаких вариантов помощи не дают. Людей загнали в условия, когда они скидываются и за свой счёт что-то делают, хотя это ведь действительно нужное дело, а не прихоть зоозащитников.
Сила — в массе
Когда мы ехали в приют, выдвигалось предположение, что всё в итоге решит человеческий фактор. Если принимать решение будет тот, кто хорошо относится к животным, можно рассчитывать на успех. Если же человек, у которого был неприятный опыт общения с собаками - всё будет сложно.
Ой, над каждым человеком стоит ещё человек и так далее. Я сомневаюсь, что он сможет принять самостоятельное решение.
Нам может помочь исключительно общественное мнение. Если нас поддержит Президент РТ, общественность — тогда да, возможно, что-то будет.
Вот в прошлом году, когда город объявил план — перед Универсиадой убить больше 6 тысяч собак. Этого в итоге не сделали, потому что и по России, и по ряду европейских городов прокатилась волна пикетов против Универсиады на крови.
Я не думаю, что Казань, которая претендует на звания всевозможных столиц, хочет на весь мир прославится, закрыв собачий приют. 50 собак — боже мой, такая большая проблема!
Вы собираетесь отправить письмо Рустаму Минниханову и опубликовать петицию. Расскажите про это подробнее.
В письме Президенту РТ мы будем писать о суде. Говорить о том, что есть социальная значимость таких приютов, как мы. Упомянем, что при закрытии 50 собак вернутся на улицы. Напомним, что Рустам Нургалиевич уже помогал приюту. Мы надеемся на его повторное внимание.
Петицию размещать будем в интернете. Сколько именно подписей под ней собрать нужно будет, я точно не знаю. Как всегда — чем больше, тем лучше.
А планируете устраивать митинги, акции?
Да, у нас уже было два пикета. Собираемся выходить каждую неделю. Причём большинство граждан нас поддерживает.
Монтаж камер видеонаблюдения
Вне зоны внимания
Власти района, деревни каким-то образом помогали?
Нет. Хотя казалось бы, местные жители подкинули нам 20 собак, но даже они сами потом никаким образом не содействовали.
Город помогает?
Казанская администрация глуха абсолютно. В прошлом году, когда акция "Универсиада на крови" привлекла большое внимание, они устроили показательный круглый стол в Ратуше. Сотрудничество с СОБЖ их вполне устраивает.
Говорят, Метшин помог столбищенскому приюту после пожара. Выделил им какие-то деньги. Я точно не знаю, правда ли это, но, дай бог, чтобы так оно и было.
Получается, 500 тыс. рублей, которые дал Президент РТ Рустам Минниханов были единственной поддержкой со стороны власти?
Да, он оказался единственным чиновником, который нам помог. Насколько я знаю, 500 тысяч стали самой большой помощью.
Деньги дали исключительно на покупку стройматериалов. Мы вольеры новые построили, забор заменили. Если раньше собака могла подрыть под старый деревянный забор или сбежать, то теперь у неё это не получится.
Поставили шумоизоляцию, так что стало действительно тише. Даже председатель, выступая на суде, говорил: "Если были какие-то проблемы, мы их решали". Выбежала собака, задрала курицу — мы всё возмещали.
Годовой бюджет СОБЖ несоизмерим с вашим. Скажите, вообще реально, что горадминистрация возьмёт приют в Ковалях, переселит его на территорию СОБЖ и начнёт выделять хотя бы треть той суммы, что ежегодно получает служба?
Если бы казанская администрация пошла на это, то в Казани заметно изменилась бы ситуация. По-моему, в этом году СОБЖ выделили около 14 млн рублей на год. Сравните наши 20-30 тыс. в месяц и 14 миллионов...
Естественно, эффект был бы заметнее. Территория СОБЖ в 2 гектара земли используется процентов на 20. Мы бы смогли держать не 50 собак, как сейчас, а гораздо больше. Мы бы обязательно помогали людям со стерилизацией...
Ой, да много чего можно было бы сделать! Через год-два город уже заметил бы разницу! И потом, если мы здесь находимся на отшибе и к нам практически каждый день приезжают волонтёры, то будь мы в черте города, они принимали бы участие в работе ещё активнее!
Человек собаке друг
У вас из приюта собак забирают?
Да, раньше было 68 собак. Теперь — 50. И берут разных. Вот сейчас хотят инвалида в Норвегию увезти. Говорят, жалко. Казанец хочет забрать к себе пожилую собаку-инвалида. Как он мне пояснил, чтобы она хотя бы век свой дожила в хороших условиях.
А с новыми хозяевами вы договор какой-то заключаете?
Да, обязательно, договор с возможностью контроля, проверкой условий. Несколько раз нам звонили. Моим словам о таком соглашении они удивлялись и больше не перезванивали. Есть и вообще странные люди. Звонят и говорят, мне нужна большая и агрессивная собака.
Были случаи, что вам возвращали пса?
Да, вот Волчок, его вернули. Два месяца он пожил и его отдали обратно без объяснения причин.
Как часто у вас хотят забрать собаку?
Не особенно часто. Просто сейчас люди как-то реагируют на эту ситуацию. Ну где-то собаку в месяц берут.
Получается, что в некоторой степени это решение суда сыграло вам на руку: приюту начали активнее помогать волонтёры, стали чаще приезжать, отправлять деньги и передавать собакам еду?
Да-да, есть такое. Но это будет хорошо, только если окончательный результат будет хороший.
Что сейчас требуется приюту?
Самое "отвратительное" — это деньги. Морозильная камера, чтобы мясо для собак хранить. Волонтёры. Они всегда нужны. Ну и, конечно, стройматериалы, еда для собак. Рабочие принадлежности. Даже просто мешок для мусора.
Мы пока добирались до приюта, Марина, девушка которая нас везла, говорила, что местные жители могли бы повернуть всё выгодную для себя сторону. Например, надавить на властей. Заявить, что в Ковали постоянно приезжают волонтёры, так что селу нужна нормальная дорога или прямой автобус до Казани.
Могли бы. Но, видимо, им приятнее судиться. А так, почему бы нет. Хотя бы просто построить дорогу. Когда дождь — здесь вообще катастрофа.
А зимой можно проехать к вам, а не пройти?
Зимой страшно здесь. Даже когда дождь, невозможно добраться. В момент всё размыто и можно только пешком идти.
Допустим, есть человек, который хочет приехать, помочь что-то сделать по хозяйству, но у него нет своей машины. Как ему доехать до вас?
Никак. К сожалению, общественный транспорт здесь просто не ходит. Волонтёры кооперируются, находят машину и приезжают. Только если кто-то подвезёт — тогда. Ещё вариант — собрать группу человек из 10-11 и нанять машину.
"Мы же не для себя это всё делаем, а для собак"
Несмотря на это решение суда, вы продолжаете работать: и камеры устанавливаете, и территорию благоустраиваете. Кажется, что вообще ничего не изменилось. Что не даёт опустить руки?
Деваться некуда. Как мы можем бросить собак? Что нам, сложить руки, не кормить их и просто уехать? Мы надеемся на лучшее, а как иначе. Как бы плохо не было, ни в коем случае нельзя усложнять жизнь собакам.
А есть какое-то обращение к властям, общественности, своеобразный крик души?
Ой, я вообще реалист :) Мне кажется, кто хочет — тот поможет. Мы не навязываемся и не призываем — да, давайте, помогайте нам! Мы стараемся рассказывать о себе. Человек только сам может решить проявлять к нам внимание или же нет.
А что касается властей... Я считаю, что если нас закроют — это будет позор и для деревни, и для Казани. Мне кажется, если бы власти обратили на нас своё внимание, проблему решили бы. Причём очень быстро.
Беседовала Юлия Красникова
Подробнее о приюте в Ковалях вы можете узнать из их сообщество во "ВКонтакте"