Пляски на костях дракона





Мария

22 декабря, 2014

(0)
Фильм:

Трилогия «Хоббит» — экранизация 300-страничной сказки Толкина, растянутая Питером Джексоном до восьмичасового эпического фильма — наконец-то завершается. На финальную часть, снабженную подзаголовком «Битва пяти воинств», остался совсем незначительный кусок текста — но и из него режиссер сумел сделать картину продолжительностью в 140 минут.

Как все помнят, к концу второй части «Хоббита» Бильбо (Мартин Фриман) и гномы, возглавляемые Торином (Ричард Армитедж), добрались до горы, под которой спал дракон, и разбудили рептилию. В третьей серии огнедышащий летающий монстр нападает на город на озере, но погибает, когда в него вонзается стрела, пущенная Бардом (Люк Эванс). Впрочем, порадоваться герои не успевают: Торина охватывает драконий недуг (в переводе на человеческий язык — острый приступ жадности, смешанной со злостью), к горе подтягиваются армии, каждая из которых претендует на часть сокровищ, и вот уже начинается масштабное побоище с участием гномов, людей, эльфов и орков.

В третьем «Хоббите» побоище не просто является центральным событием — собственно, после просмотра создается ощущение, что из него одного фильм и состоит (что, конечно же, не совсем правда). Причем Джексон, кажется, пытается подражать Брейгелю Старшему и запихивает в кадр столько деталей, что разглядеть их все не представляется возможным. Горят дома, рушатся каменные башни, но на экране находится место для детской физиономии, напуганной бабушки или облезлой несчастной собаки. Само по себе это неплохо — Джексон снимает так, что каждый кадр можно поместить в рамку и повесить на стенку. Все не так чтобы красиво, а скорее богато, ярко, изредка — еще и изобретательно. В общем, ничего зрелищней вы в декабре не увидите (что неудивительно, учитывая бюджеты проекта).

Другое дело, что за шикарными спецэффектами теряется история, которой и так оставалось не сильно много. Третий «Хоббит» в этом смысле является противоположностью не только тексту Толкина (там-то история была четкой и понятной), но и книжкам как таковым. Книги прежде всего рассказывают, Джексон — показывает, ему не до сюжета.

Впрочем, сравнивать киноверсию «Хоббита» с литературным первоисточником довольно глупо. Давно понятно, что речь в данном случае идет не об экранизации, а скорее о фанфикшене, и третья серия эту мысль только подтверждает. Радагаст продолжает рассекать на тележке, запряженной зайцами, в кадре то и дело появляются персонажи, которых Толкин в своем «Хоббите» ни разу не упоминал. Ближе к концу Джексон и вовсе решил передать привет Фрэнку Герберту и его «Дюне» (твари, которые в этот момент выползают на экран, в книге упоминаются единственный раз — в переводе Рахмановой как некие абстрактные «хобборотни»). Тема маленького хрупкого человека (то есть в данном случае хоббита) в бескрайнем и непредсказуемом мире не читается — просто по той причине, что за происходящим мы наблюдаем глазами не только Бильбо, но и множества других персонажей вплоть до свежепридуманной эльфийки Тауриель (Эванджелин Лилли), еще во второй серии влюбившейся в одного из гномов.

Но если оценивать «Хоббита» как фанфикшен, придется признать, что Джексон в данном случае является идеальным автором — увлекающимся, несдержанным, обладающим ресурсами. За последними всегда можно скрыть нехватку фантазии — кино получится не слишком оригинальным, зато зрелищным, таким, которое нескоро забудешь. Вот только пересказать его кому-нибудь не выйдет — поскольку пересказывать тут, в общем-то, нечего.


Считаешь эту страницу интересной? Поделись со всеми


Форум для отзывов 1 не существует.