Интервью с Рустамом Фаткуллиным


Интервью с Рустамом Фаткуллиным
30.11.2013

Расскажите немного о театре. По чьей инициативе его создавали? С какой целью?

— Молодёжный Театр на Булаке был основан художественным руководителем Театра Евгением Аладинским, директором Виктором Степанцовым, и мной, режиссёром и преподавателем Казанского Театрального Училища. Я пришёл в театр со своим выпускным курсом - студентами Казанского Театрального Училища в 2010 году.

За свою недолгую историю Театр побывал на театральном фестивале в Перми под названием "Белые ночи в Перми" со спектаклем "Зима" по мотивам пьесы Евгения Гришковца, где заслужил самую высокую оценку зрителей и театральных профессионалов. В феврале 2012 года с гастролями Театр посетил три города в Казахстане, тем самым не только укрепил теплые взаимоотношения с соседствующей страной, но и внёс вклад в развитие культурных связей.

Театр часто устраивал и благотворительные показы тематических спектаклей для пенсионеров и участников ВОВ. Ни одного зрителя спектакли Театра на Булаке не оставляли равнодушным.

Спектакль "Зима" — история о любви, дружбе и спасении, был показан на заседании экспертно-консультативного совета по Долгосрочной целевой программе профилактики наркотизации населения в РТ. Эксперты высоко оценили спектакль и вынесли решения о разработке и передаче в образовательные учреждения методические рекомендации для педагогов по обсуждению с учащимися спектакля "Зима", поставленного нашим Театром.

Какие трудности возникали в самом начале?

— При создании нового организма, нового коллектива, всегда возникают трудности. И одна из привычных проблем – это финансовое обеспечение.

Партнеров нет?

— Нет. Первые средства вносил Виктор Алексеевич, директор театра. Это позволило держаться на плаву. Постепенно у театра появился определенный вес, популярность и известность во всей Казани, Татарстане и в России. За счет заполняемости зала, мы пытаемся покрыть затраты театра.

Самый первый спектакль, поставленный в театре?

— Это было в 2010 году. Спектакль "Зима" по мотивам произведения Евгения Гришковца.

Какими были отзывы?

— За все существование Театра у нас появилось три книги тёплых зрительских отзывов, и я думаю, что они смогут рассказать больше, чем я.

"Желаю "Театру на Булаке" побольше зрителей и признания!"

"Радуйте нас и гостей нашего прекрасного города новыми чудесами!"

""Зиму", пожалуйста, из репертуара не вздумайте убирать! :) Спектакль прекрасный. Смотрели на одном дыхании. Это был первый спектакль, который понравился моему 14 летнему сыну. А он театры терпеть не может. Спасибо вам всем за брешь в его броне! :)))"

""Зима"... я просто в шоке, если честно. Никогда не думала, что такой молодой состав актеров сможет произвести фантастическое впечатление на меня".

"Честно сказать — я влюбилась. Спектакль сам по себе что-то с чем-то".

"Необычно, неожиданно, юморно... Удивительные ребята. На протяжении всего шоу удерживали внимание и интерес зрительного зала. Я лично ни на секунду не отвлеклась, ни на свой телефон, ни на шум, доносящийся с первого этажа.

А! Ещё меня впечатлила музыка. Всё как надо, ничего лишнего. Ребята, огромное вам спасибо. Надеюсь, будете радовать новыми постановками. И самое главное, заранее оповещать".

"Классно! СПАСИБО! Это спектакль, с которого просто начался театр на Булаке. В какой-то степени это один из самых трогательных, чувственных и в то же время мощных ассоциативных спектаклей, которые действительно будоражат сердце и воображение зрителей".

Сами играете на сцене?

— Раньше участвовал в актерских проектах, я оканчивал режиссёрское отделение. Сначала был наш КГУКИ — это первое моё образование. Потом Щукинское училище и ГИТИС. У меня были замечательные учителя: В.В. Близнова — актриса ТЮЗа, Д.И. Мирсаяпова — педагог КгуКи, И. Г. Рутберг – педагог пантомимы (Москва ), А.Б.Дрознин — профессор МВТУ имени Щукина, народный артист Советского Союза Борис Гаврилович Голубовский — профессор ГИТИСА, бывший главный режиссер театра Гоголя.

Именно на Булаке играли?

— Нет, на Булаке пока я, в основном, занимаюсь режиссурой.

Хотели бы сыграть здесь?

— Я думаю, в скором времени, когда появится такая необходимость, это произойдет. Тем более, возможно, здесь я буду участвовать со своим личным проектом.

У нас каждый актёр готовит свои моноспектакли. Искандер уже представил моно-проект по произведению Довлатова. На очереди у нас ещё несколько артистов. Каждый представит свою работу: кто-то авторскую, кто-то на основе конкретной драматургии или конкретного литературного произведения. Думаю, в свое время эта очередь дойдёт и до главного режиссёра.

Кто-то помогает вам в постановках, кроме артистов?

В первую очередь — это наш директор Виктор Степанцов. С ним мы непосредственно обсуждаем все наши постановочные проекты и всю организационную структуру театра.

Во-вторых – актёрский состав. Драматургический материал, который мы берём, мы исследуем и "разминаем" вместе с ними. У нас уже выработан определённый принцип работы над драматургией, и актёры принимают в нем непосредственное участие. Все они прошли очень хорошую школу и, самое главное, понимают, что такое драма, мелодрама, эксцентрика, клоунада, потому что они занимались этим в многожанровом аспекте. Если вы обратите внимание на актеров, которые работают на сцене, свое словесное действие они умеют дополнять пластической метафорой.

В создании такой "партитуры" мне помогает моя дочь, Фаткуллина Наиля – великолепный специалист по сценической пластике, она также является актрисой театра и занята почти во всех спектаклях. Как оригинальный педагог — она работает со мной на эстрадном отделении в КТУ и является режиссером по пластике ТГАТ имени Камала. Наш театр — это мощное притяжение сил талантливых людей и мы тому подтверждение.

Как вы думаете, актёрскому мастерству можно научиться или это талант от бога?

— В актёрской, как и в педагогической деятельности, многое, как говорится, от Бога. Но кроме этого, для актёра важно иметь желание, работоспособность и целеустремленность. Актёрская профессия – это сложный, каждодневный труд и в первую очередь над собой. Об этом говорил еще Станиславский, который сформировал систему обучения актёров по созданию внутреннего творческого самочувствия, являющегося обязательным условием высокого качества актёрского мастерства.

У меня есть опыт работы с любительской школой актерского мастерства "Виталина". У них в театре два спектакля, в которых принимают участие и наши профессиональные актеры (работают вместе с ними 50 на 50). Это неплохо получается. Так что, думаю, если человек хочет попробовать себя в актёрской деятельности и прикладывает для этого все свои усилия, он может исполнить свою мечту.

Сколько нужно времени, чтобы поставить один спектакль?

— Самый минимальный срок от месяца до двух, если перед этим серьёзно подготовлена режиссёрская экспликация спектакля с полным погружением в материал. Репетиции у нас проходят каждый день. Из-за того, что идут спектакли, репетировать приходится довольно поздно, даже ночью. Ребята уже привыкли к такому графику. Даже в премьерные дни мы продолжаем всё собирать, монтировать, "сжимать" до нужного формата, также работа художников, свето- и звукооператоров в общей работе над спектаклем имеет большое значение.

Не хотели бы снять фильм?

— Небольшой опыт подобной работы у меня уже есть. Когда учился в Москве, я успел научиться некоторым техническим премудростям киноискусства. Думаю, в Казани, на базе Театра на Булаке, мы обязательно осуществим кинопроект с участием моих любимых учеников — актеров театра.

Думали, о чём снять фильм?

— Тем очень много. Раньше времени я не люблю раскрывать материал, который может стать основой фильма, но само желание есть, а пока боюсь загадывать наперёд. Сейчас проект у меня в "творческом портфеле", и он уже одной ногой хочет вылезти из него и обрести свою самостоятельную жизнь.

Насколько нам известно, в новом фильме "Три мушкетера" снимался ваш ученик Риналь Мухаметов [он исполнял роль Д'Артаньяна — прим. КазаньПресс].

— Он учился у меня два года в Казанском театральном училище, потом с первого раза поступил во МХАТ к Серебренникову. К трюкам, которые он делает в фильме — Риналь был уже готов, обучаясь в Казанском театральном училище на эстрадном отделении.

Он актёр универсального театра и всегда любил творить пластическо-трюковые чудеса: на руках стоял, отрабатывал сложные акробатические комбинации— вытворял необычные вещи. Всё, что он наработал в училище, стало его хорошей базой для дальнейшей актёрской работы.

Какие именитые гости были в театре?

— К нам приезжала Чулпан Хаматова. Я как педагог был знаком с ней еще во время её учёбы в Казанском театральном училище. Мы дружили, советовались друг с другом, не перестали общаться и во время обучения в ГИТИСе. Она очень интересный собеседник, талантливая актриса, уникальный, мультимедийный человек, востребованный во всех отношениях.

Были Константин Хабенский, Дмитрий Дюжев и Евгений Гришковец, который посетив наш театр написал:

"Я хочу бросить здесь якорь".

О встрече с Охлобыстиным расскажете?

— Встреча была связана со школой Хабенского в Казани. Когда приезжают яркие звезды, Константин Юрьевич просит их провести мастер-классы для учеников школы творческого развития. Кроме Охлобыстина, подобные занятия проводили Голубь,Трухин, Пореченков, Дюжев и многие другие .

Можно ли Театр на Булаке поставить в один ряд с именитыми театрами Казани?

— Театр на Булаке довольно специфический. Назовем его "своеобразный" театр. Самое главное — у нас есть своя площадка, своя индивидуальность, свои особенности. Мы просто другие, совсем непохожие, чтобы нас можно было сравнивать.

Мы хозрасчётный коллектив и это говорит само за себя! Все делаем сами, своим талантом, своими возможностями!

На сегодняшний день в Москве и в других городах люди с удовольствием помогают развивать своеобразную театральную культуру. Если меценаты найдутся и в Казани, мы будем благодарны. Они же будут вкладываться не в театр, а в российскую культуру.

Я считаю, что наш театр это Казань, это Татарстан, а, значит, Россия — это доказали наши поездки в Казахстан, участие в фестивале "Белые ночи" в Перми. Спектакль "Зима" покорил всех жителей. До сих пор звучат его отголоски: мы списываемся, общаемся с ними, а они вновь зовут нас на гастроли.

Один и тот же зритель приходит к нам шесть-семь раз на один и тот же спектакль. И когда сюда приезжают москвичи и питерцы, пермяки и новосибирсцы, то говорят, что у них такого театра нет. Вот высшая похвала!

Иностранцы во время Универсиады приходили в театр? Что они говорили?

— Приходили. Они были в неимоверном восторге! Им понравилась атмосфера, необычность этого театра, постановки, стилистика и домашний уют. У этого театра есть свой дух, поэтому люди сюда и ходят.

Вы хотели бы поработать в других театрах?

— Нет, это моё детище. Я, например, не собираюсь никуда уходить и считаю, что здесь очень хорошая полноценная форма реализации. По мере возможности я езжу и ставлю спектакли в других городах. При этом продолжаю пропагандировать наше искусство, но наша основа здесь, на Булаке.

Свою первичную задачу я вижу в подготовке кадров в родном Казанском театральном училище.

Новые спектакли будут?

— Да, будут. Уже в декабре будет новый спектакль. Его условное название "Спектакль для женщин". Постановка будет с рейтингом 18+. Это совершенно новый формат. Он несколько изменит представления о наших актерах, они покажут себя с необычной стороны. Это динамический спектакль и, самое главное, что он займет достойное место в репертуаре нашего театра.

Также с этого года мы стали разрабатывать детское направление. Мы готовим новогоднюю сказку "Маша и Медведь", а сейчас дети с радостью приходят на научное шоу "Чудим. Урок по химии № 1!", в котором наши актеры делают опыты с взрывами и превращениями и активным участием в этом юных зрителей.

Каким вы хотите видеть театр через 5 лет? Ваши мечты?

— Я думаю, если помощи со стороны государства, спонсоров, которые заинтересованы в нашем театре, не будет, мы всё равно будем развиваться и собирать свои силы и возможности. Мы всегда стараемся для зрителей, и, думаю, этот процесс не остановится. Если театр на Булаке получит хотя бы частично государственный статус, появится ещё больше возможностей, чтобы формировать что-то новое, плодотворное и интересное на благо Казани и нашему замечательному зрителю!

Беседу вёл Артём Семёнов

Фото предоставлены пресс-службой театра на Булаке


Считаешь эту страницу интересной? Поделись со всеми